В продолжении прошлой темы о свете, мы немного усложняем технику постановки света. в это раз мы рассмотрим комбинированную технику съемки, когда используются источники разного типа (вспышки и галогеновый свет).
Когда вы начинаете снимать в студии, зачастую, вы работаете с импульсным светом (вспышками). Их особенность в том, что они дают очень короткую вспышку, позволяющую заморозить момент (в зависимости от источника света), вплоть до 1/20000 секунды.
Единственное, что в фотоаппарате мы все равно вынуждены придерживаться выдержки синхронизации: 1/200 или 1/250 (для кропнутых матриц) иначе у вас будет появляться темная полоса от шторки. Но заморозка объектов и четкость снимка при движении идет как раз от скорости импульса источника и никак не зависит от выдержки фотоаппарата, поскольку импульс освещает объект в считанные милисикунды. Если вы в темном помещении будете снимать со вспышкой в мануальном режиме, то при одной и той же диафрагме, но с разной выдержкой, вы получите одну и туже картинку по освещенности.
Снимая при естественном свете или свете ламп естественного освещения вы не ограничены выдержкой, но очень часто испытываете нехватку освещения, которая приводит к удлинению выдержки и появляется так называемая "шевеленка" при съемке с рук.
В данной статье хотелось рассмотреть технику съемки, которая позволяет сыграть на плюсах двух разных источников света: заморозка объекта вспышкой и динамика (передача движения) на длинной выдержке при освещении источником постоянного света.
На первых снимках изображены 2 источника у левого отключена радио и ик синхронизация, но включен на максимум "пилотный" свет (галогеновая лампочка), а у правого, наоборот выключен "пилотный" свет, но работает только вспышка по радиосинхронизатору. Первый кадр был снят со значениями Iso 100 f4,5 и выдержкой 1/160. Источник постоянного света при таких значениях у нас еле заметен, но если мы удлиним выдержку до 1,6сек, как это сделано на второй фотографии, мы увидим что импульсный источник освещает фон с той же яркостью, а световой пучок на фоне от второго источника теперь практически такой же как и от первого.
Постараемся применить это при фотосъемке портрета. И так, лицо модели освещается вспышкой с насадкой - портретная тарелка с сотами. Все это для того, чтобы вспышка не освещала ненужные элементы в фотографии, а была четко направлена на нужный нам участок. Источник постоянного света направлен на зеркальные элементы ее образа. Он так же ограничен пучком света, для этого использовалась насадка - рефлектор с сотами, что бы не попадать на лицо, а подсвечивать только те элементы, которым мы хотим задать динамики. И стоит он в контровом свете, для более ярких бликов, поскольку угол падения света равен его отражению.
Теперь после того как сработала вспышка от импульса, начинаем движение камерой, создавая неповторимый узор. Экспериментальным путем вы поймете какое движение вы хотите задать и какая выдержка при какой скорости движения камеры вам нужна для правильного экспонирования кадра.
Такую технику очень часто можно заметить у клубных фотографов.
Но это еще не все, одной из основных характеристик света является его цветовая температура, которая измеряется в кельвинах. Поскольку мы снимаем разными источниками (вспышка 5600K, а галогеновый свет 3200K). Мы видим не соответствие баланса белого. Если у нас будет выбран баланс белого на камере по вспышке, то как и на этой фотографии, вы получите смаз более теплого цвета, если же вы поставите бб по лампе накаливания, то лицо модели будет освещаться более холодным светом. Для балансировки источников с разными цветовыми характеристиками применяются конверсионные фильтры. Они позволяют изменять цветовую температуру, уравновешивая бб.
Как видите, на фотографии у источника постоянного света теперь стоит конверсионный фильтр, изменяющие цветовую температуру из 3200K в 5600K, и пучки света на фоне у нас получаются одинаковые по цвету. Теперь если я хочу задать динамику снимку и при этом сохранить оригинальный цвет, я должен воспользоваться данным фильтром.
На этом снимке верхняя часть девушки освещается так же вспышкой с портретной тарелкой с сотами, а платье от груди и ниже - источником постоянного света с рефлектором, сотами и конверсионным фильтром. Динамика так же задается вращением фотоаппарата.
П.С. Можно так же применять конверсионные фильтры позволяющие изменять цветовую температуру из 5600K в 3200K. Они соответственно ставятся перед импульсом. Используются в зависимости от того что есть под рукой и рациональности, если проводите съемку с 3 и более источниками света.
П.П.С. Возьмите с собой на съемку фонарик, поскольку при данной технике вы будете работать в кромешной тьме и с выключенным "пилотным" светом у "рисующего" источника света, и камере будет сложно сфокусироваться. Для наведения на фокус, подсвечивайте модель фонариком, а при съемке отключайте его.
Модель: Алина Борисова
Визаж: Ксения Лекс
Фотостудия: Адини
Статья для журнала PhotoCassa